"Слабонервных прошу удалиться"
Такой эпиграф я бы взяла к новому спектаклю «Иванов», который в театре драмы поставил Дмитрий Акриш. Мне в театре всегда везёт с соседями. В этот раз тётушка рядом при каждом крике хваталась за сердце и причитала «Господи! Что ж они так кричат?!», а в финале возрадовалась «Слава Богу!». Молодые люди, сидящие сзади, решили, что пришли на комедию «типа «Афони», как они сами выразились.
Так вот, крика здесь много. Очень много! Весь спектакль - один сплошной крик, один натянутый нерв. Комедийного же, в смысле - смешного, здесь, пожалуй, нет совсем. Несмотря на то, что именно комедией задумана пьеса Чехова «Иванов», по которой поставлен спектакль. На мой взгляд, здесь всё пропитано драмой, предваряющей трагедию: серые декорации, тревожный жёлтый свет, пульс, который зрители начинают слышать ещё до начала спектакля и к третьему звонку уже успевают устать от него.
Приём бьющегося сердца Дмитрий Акриш использовал и в спектакле «Фауст», который также идёт на сцене Рязанского театра драмы. Но если в «Фаусте» сердце запускается и даёт надежду на поиск, движение, на жизнь, то здесь этот стук похож на агонию перед остановкой как единственно возможным выходом из сложившейся ситуации. Фауст ищет, и в этот поиск включаются и все действующие лица, и зрители. Иванов же так устал от жизни, что ему не только «до порога лень дойти», ему и жить лень.
Образ измученного старика 35 лет от роду блестяще воплотил Валерий Рыжков. Его Иванов - такой обычный, негероический мужчина, который не сделав ничего плохого и ничего хорошего, измучился сам и измучил всех вокруг.
Мужские образы в этом спектакле показались мне особенно убедительными. Никиту Москового-Руссо, например, я узнала не сразу. Трудно было поверить, что вот этот степенный отец семейства Лебедев и мажор Стас из комедии «Я танцую как дебил» - одно лицо. Лебедев и ростом выше, и в плечах шире, да и, несомненно, старше, опытнее, рассудительнее. Очень люблю и ценю в театре этот эффект, когда ты в первую очередь видишь героя, а не артиста, даже если абсолютно точно знаешь, кто исполняет роль.
Ещё люблю, когда эмоции, которые транслируются со сцены, мне понятны и знакомы. Когда я не просто знаю, а чувствую, почему сейчас героиня кричит, а сейчас - падает в обморок, почему герой негодует, тоскует, страдает, хочет ударить кого-то или застрелиться.
Если оценивать по этому критерию, спектакль попал в меня на все 100%. Если спросите, хочу ли я посмотреть его ещё раз, отвечу - нет. При всём уважении к таланту и мастерству всех причастных, регулярно выходить из зоны комфорта я не готова. И спасибо, что вернули выход артистов на поклоны! Для таких, как я, он важен!